«Просто
спросить»
Как онлайн-сервис помогает онкобольным
ИДЕИ
По данным Минздрава, в 2018 году в больницах числились 3,7 млн россиян с онкологическими заболеваниями. В среднем, из ста тысяч граждан примерно у каждого сорокового есть злокачественное новообразование.

Мы поговорили с руководителем Фонда профилактики рака Ильей Фоминцевым о том, как эксперты сервиса «Просто спросить» помогают разобраться с диагнозом и почему люди готовы делать добрые дела просто так.
Зачем нужны бесплатные консультации онкобольных
Ежегодно раком заболевает более 600 тысяч человек. По данным Минздрава, в 2018 году зафиксировано 624,7 тысячи новых найденных злокачественных новообразований. Эта статистика учитывает именно новые случаи, а не новых пациентов.

В августе Минздрав назвал регионы с минимальным количеством онкологов. По данным ведомства, в Ненецком автономном округе всего один такой специалист на 44 тысячи населения. А жителей Чукотского автономного округа принимают три онколога. Население этого региона — 49 тысяч человек. При этом, проблема доступности онкологической помощи есть не только в отдаленных регионах.

Вовремя полученная информация, расшифровка диагноза, понятная стратегия лечения увеличивают вероятность того, что человек успешно вылечится от онкологии. При агрессивных формах заболевания счет идет на дни и недели.
Как онкологи из «Просто спросить» помогают
Эксперт помогает разобраться с диагнозом и определить дальнейшие шаги. Он не диагностирует и не рекомендует лечение. Главная задача — дать информацию, чтобы человек смог принять решение.

Система работает так: пользователи оставляют заявки на консультацию через форму на сайте, а координатор распределяет их между онкологами. В течение двух дней эксперт сервиса готовит ответ и связывается с тем, кто оставил заявку. Ответ дают эксперты, рекомендованные Фондом профилактики рака — химиотерапевты, хирурги и выпускники Высшей школы онкологии.

Человеку поставили онкологический диагноз, выдали бумажку и сказали идти в онкодиспансер. Куда, к кому, сколько это стоит и какие прогнозы? Он ничего не понимает. Какой-то, вроде бы, рак, а какой конкретно — непонятно. На что он может рассчитывать, что ему грозит? Сервис восполняет эти огрехи в качестве общения с пациентами».
Эксперты сервиса выбирают маршрут для пациента в ручном режиме. Важно, как принимают решения в конкретной клинике, и насколько там ориентированы на пациента. Чтобы собрать такую информацию о клиниках по всей стране, был заключен контракт с немедицинской компанией, которая внесла крупное пожертвование на работу по созданию полноценной базы данных. В Санкт-Петербурге и Москве данные удалось получить за счет обширных контактов среди врачебного сообщества и внутренней информации Фонда.

Когда люди заболевают раком, они не понимают, как выбирать врача. Казалось бы, можно посмотреть на результаты. Но, во-первых, результатов никто не публикует, и чаще всего вовсе не исследует. А, во-вторых, любую статистику важно правильно интерпретировать.
Например, мы узнали, что у одного врача мало случаев осложнений после онкологического лечения, а у другого — много. Логично предположить, что первый врач лучше. Но второй врач может быть настолько сильным, что к нему идут с самыми сложными случаями, и осложнений в его статистике больше именно поэтому. Одним словом, нужна еще и инсайдерская информация о том, кто чего стоит в онкологии.

Часто человеку сложно сформулировать вопрос про диагноз, лечение или реабилитацию после онкологии. Поэтому при заполнении заявки можно выбрать из списка стандартных вопросов или вписать свой. Например, пользователь может узнать, что делать в случае рецидива или как понять, что лечение идет успешно.
Почему люди хотят помогать
Сервис существует на пожертвования, и большая часть приходит от физических лиц. Людям легко жертвовать для таких же, как они — каждый может оказаться в ситуации, поиска врача или отсутствия важной информации. В отличие от адресных сборов на лечение за границей, здесь достаточно небольшой суммы.

Жертвователь понимает, что одним переводом он уже помог конкретному человеку. Это очень просто, дешево и умно. При этом в большинстве случаев человек может найти бесплатное лечение. Этот акт альтруизма значительно дешевле, чем сборы на лечение в Израиле, а удовлетворение жертвователю он приносит такое же.

Альтруизм это одна из форм социализации. Поэтому люди с готовностью помогают кому-то из своей социальной группы: например, фанаты футбольного клуба будут активно перечислять деньги на лечение для такого же фаната, объясняет онколог.



Почему люди помогают другим людям? Это биологический механизм. Одна из самых главных человеческих потребностей — это социализация, люди в ней нуждаются.
Как привлекали бизнес
Сервис устроен так, что компании могут выбирать аудиторию, на которую жертвовать. Это значит, что можно адресовать помощь своей целевой аудитории. Например, настроить оплату консультаций для конкретного региона или для людей с определенным уровнем доходов, профессией и так далее. Когда человек проходит консультацию по квоте от компании, он видит сообщение об этом. Так бизнес получает лояльность клиентов, а пользователи — больше консультаций.

Один из наших жертвователей — компания Etam, которая перечислила проекту крупную сумму на консультации для женщин с гинекологическими опухолями: рак шейки матки, яичников и так далее. Компания торгует бельем, ее клиенты в массе своей — женщины. Они предложили своим клиентам клиентам солидаризироваться вокруг темы помощи другим женщинам и провели в сети магазинов кампанию по сбору средств, которые они и направили на помощь таким же женщинам, которые заболели.

В результате компания получает лояльных клиентов. А в современном мире высокой жесточайшей конкуренции лояльность это очень важное преимущество. В этой компании женщину удержит идея, что она получает социализацию, делает значимый альтруистический жест, кроме обычной покупки. Компании это хорошо понимают.

Разработка платформы сервиса стоила Фонду 2,5 миллиона рублей, а на его работу каждый месяц нужно около 1 миллиона. Проект поддержали другие фонды, например, «Православие и мир». Среди доноров и партнеров также Avon, бренды Petra, Icon Suit и холдинг «Адамант».
Сейчас сервис может консультировать 500-600 человек в месяц. Цель до конца 2019 года — дать 5000 консультаций. Проект «Просто спросить» был запущен в феврале этого года, к августу эксперты успели помочь более чем 1500 пациентам.
Как снизить риски развития рака
Рак — это контролируемое заболевание. Нет стопроцентных способов снизить вероятность развития онкологии. Но можно защититься от основных факторов риска — в первую очередь это ожирение, гиподинамия и вирус папилломы человека. ВПЧ не во всех случаях приводит к онкологии. Но сейчас в России эпидемия вируса — скорее всего нет ни одного человека, который бы жил половой жизнью и ни разу не контактировал с ВПЧ.

Основной способ снижения риска — это ведение правильного образа жизни, с точки зрения подвижности и питания. Побольше овощей, поменьше красного мяса, побольше цельнозерновых продуктов.

Вакцинировать своих детей, которые еще не живут половой жизнью, от ВПЧ — очень правильное решение. Так мы исключаем ВПЧ-ассоциированные раки — рак шейки матки, анального канала, слизистых. Этих видов рака можно избежать, и обязательно стоит это сделать.

Скрининги и дополнительные обследования тоже помогают вовремя заметить опасные изменения. В отличие от диагностики, скрининг нужен для выявления бессимптомного рака или предрака когда ничего не болит и не беспокоит. Если появилось подозрительное уплотнение или боль, не связанная с другими заболеваниями, это повод для диагностики. В остальных случаях достаточно вовремя проходить регулярные обследования.

Для самых распространенных видов рака есть рекомендации по сроку и количеству обследований. Например, после 50 лет стоит ежегодно проверяться на колоректальный и рак молочной железы. А начиная с 25 лет женщинам нужно раз в три года проходить цитологическое исследование, которое помогает вовремя обнаружить рак шейки матки. С этого же возраста раз в пять лет стоит делать тестирование на вирус папилломы человека.
У Фонда профилактики рака есть еще один бесплатный сервис — Screen. Он помогает определить необходимые анализы и выявить собственные факторы риска. Чтобы получить информацию, нужно пройти бесплатный тест. Человек проходит его и получает рекомендации, каких врачей посетить и какие анализы сдать. Дать один совет для всех невозможно, потому что на решение влияет и наследственность, и различные особенности здоровья. А сервис устроен так, что, ответив на вопросы, вы получаете конкретные советы, что делать дальше и как обследоваться».
Читайте также