ИДЕИ


Системная благотворите-льность
Регулярная поддержка фондов
и инициатив — новая здоровая привычка для сознательных людей на Западе. Как это получилось?

Общество, массово вовлеченное в благотворительность — здоровое общество. Для решения большинства социальных проблем нужно желание перемен и ответственность каждого.
Россия занимает 124 строчку в рейтинге британской организации CAF. Страны Запада (Новая Зеландия, США, Австралия, Канада и Ирландия) заняли места с 4 по 8. В этих государствах помощь — это норма здоровой жизни и залог комфортного существования общества и в обществе. Как им это удалось?
Благотворительность в Европе
В Европе некоммерческие благотворительные организации процветают. Во всех странах существует налоговые льготы для граждан и бизнеса. История европейской филантропии начинается в Средневековье, но Европа разнородна: регион объединяет много стран с разными традициями.
В Европе 4 модели НКО:
Англосаксонская модель
частные некоммерческие организации — противовес государству
Рейнская модель
государство имеет право участвовать в деятельности НКО
Латинская модель
или средиземноморская модель. Важная роль отводится церкви, а государство выступает посредником
Скандинавская модель
строится на государственной социальной системе и традициях волонтерства
Частные пожертвования
В Германии, Бельгии и Швейцарии в приоритете международная и гуманитарная помощь. На это поступает 74%, 61% и 43% пожертвований соответственно. Во Франции и Испании помогают прежде всего «согражданам, оказавшимся в трудной ситуации»: во Франции 37% всех пожертвований идет на инфраструктурные социальные проекты, в Испании — на борьбу с бедностью и программы помощи детям. В Нидерландах и Великобритании около 40% пожертвований передается в пользу церкви. Вторая статья для пожертвований — медицина.

В десяти странах Европы в 2014 году размер пожертвований составил 24 млрд евро. Примерно половина этой суммы (11,5 млрд евро) приходится на Великобританию. Следующая в списке — Германия (4 млрд евро). Последнее место занимает Испания, где самые низкие показатели (574 млн евро).
Фонды
По данным организации DAFNE (Donors and Foundations Networks in Europe) в Европе зарегистрировано около 148 тысяч НКО, и их бюджет — 433 млрд евро. Больше всего благотворительных организаций в Германии, и немецкие НКО тратят треть суммарного бюджета всех благотворительных организации Европы.
Бизнес тоже участвует в решении социальных проблем. По данным Ассоциации благотворительных фондов Великобритании, топ 50 корпоративных фондов выдали гранты на общую сумму 232,3 тысяч фунтов. Корпоративные фонды могут давать гранты в любых странах и на любые виды деятельности, но чаще всего они финансируют сферы, связанные с бизнесом компании.

Корпоративная социальная ответственность отходит от чисто финансовой помощи — компании всё чаще оказывают экспертные услуги и предлагают административную помощь.
Благотворительность в США
Традиции благотворительности в Америке существуют сотни лет: именно на деньги меценатов построены престижные ВУЗы страны и реализованы многие научные программы и глобальные проекты. Имена самых известных благотворителей из Америки до сих пор на слуху — это Эндрю Карнеги и Джон Рокфеллер.

Сначала они создали узконаправленные фонды: Рокфеллеровскую санитарную комиссию по борьбе с болезнями на юге и Фонд Карнеги по улучшению преподавания. Пользуясь логикой бизнеса, Карнеги и Рокфеллер пришли к идее создания крупных холдингов и трастов в благотворительности. Так, в 1911 году появился главный фонд Карнеги «Корпорация Карнеги в Нью-Йорке».
Благотворительность в Америке развивалась благодаря усилиям предпринимателей в конкурентной среде. Основатели университетов соревновались — кто даст на университет больше, чей будет лучше: Вандербильта, Стендфорда или Рокфеллера. Дух борьбы за успех перешел в сферу благотворительности.
Новые фонды сперва раскритиковали: это были якобы вложения нечестно нажитых денег, которые магнаты возвращали обществу. Риторика была такова — они должны отдать деньги народу, а не создавать новые корпорации и глумиться над демократическими идеалами.

В 2010 году Билл Гейтс и Уоррен Баффетт запустили филантропическую кампанию «Клятва дарения». Идея в том, что богачи со всего мира отдают большую часть своего состояния на филантропию. Билл Гейтс остается на вершине списка самых богатых людей планеты даже после перечисления в фонд свыше 700 миллионов акций Microsoft общей стоимостью более 40 миллиардов долларов.

Европа отличается от США религиозной этикой и другими историческими традициями. Европейские бизнесмены, в отличие от американских, оставляют деньги в семье даже при отсутствии прямых наследников. Играет роль и скорость экономического развития: в США к концу XIX века аккумуляция капитала росла сверхтемпами, чего почти не было в Европе. К началу XX века, когда благотворительность переросла в системное явление, в Европе уже не было столько свободных денег.
Новое поколение американских хай-тек-благотворителей сделало благотворительность новым трендом. В Кремниевой долине в Калифорнии и пригороде Сиэттла Редмонде, где находится компания Microsoft, живут миллионеры, которым еще нет сорока. Многие из них заканчивают карьеру, решив, что добились всего, и ищут себя в другой сфере. Известен случай, когда программист, ставший миллионером в фирме Microsoft, бросил программирование и поступил в медицинскую школу. Он признался, что решил все программистские задачи, которые хотел, и теперь собирается найти новую область, где сможет реализоваться и быть полезным людям.
Как благотворительность превращается в привычку
Участвовать в благотворительности в Америке так же нормально, как ходить на работу или покупать продукты в супермаркете. Чтобы понять, как формируется привычка заботиться о других, нужно заглянуть в американский быт.
Во время транзакций по кредитной карте в магазине в 90% случаев терминал предлагает пожертвовать от доллара до пяти в фонд исследования рака. Многоразовая сумка из поливинила стоит в магазине 3.90 доллара — из них 3 доллара идет в Фонд развития национальных парков. Ещё можно, например, оплатить один-два продуктовых набора для бездомных.

Благотворительность — это личная ценность. Изменить себя и подняться по карьерной лестнице многим недостаточно — они хотят изменить и мир вокруг себя к лучшему.
Так и появляются фонды и инициативы: помощь отстающим по математике от программистов и бухгалтеров, фонд для выпуска брошюр с информацией о важности прививок и так далее. Например, если вы знаете, как правильно заполнять налоговую декларацию, то можете помочь тем, кто этого не умеет и не может позволить себе налогового консультанта.

Благотворительность включена в повседневную жизнь каждого с самого детства, поэтому для многих она становится естественной привычкой. При этом помогать или нет — личное дело каждого.
В школе
В школе принято собирать деньги для разных фондов. Родителям предлагают внести в фонд взнос размером в два доллара, а за это студент может прийти в школу в носках розового или синего цвета, на время освободившись от однообразия школьной формы.
Одежда и обувь
В начале года в школе собирают школьную форму студентов, которые за лето выросли или купили новую. Фитнес-центры собирают кроссовки. Также ненужную одежду и обувь можно сдать в пункты приема Salvation Army или Goodwill. Одежду либо продают, а выручку передают малоимущим, либо отдают нуждающимся. В обмен на отданные вещи американцы получают бланк с указанием принятых предметов и их примерной стоимости — его можно приложить к налоговой декларации и получить вычет.
Продукты питания
Перед Рождеством благотворительные организации кладут в почтовый ящик листовку и иногда пакет для продуктов. Таким образом они предлагают поделиться с малоимущими продуктами длительного хранения. Подобные акции проводят и в торговых и фитнес-центрах. Пожертвовать просят и традиционные праздничные продукты.
Благотворительные акции
Акция может быть из любой сферы интересов. Например, разноцветный забег Color Run. Участнику выдают футболку, номер на спину, наклейки-татуировки, очки и пакетик с порошковой краской. Краску можно рассыпать на себя и других участников забега. На дистанции установлены четыре базы, с которых волонтеры осыпают бегунов целыми фонтанами краски. Эти марафоны — море эмоций, красочных фотографий и собранные за участие деньги для благотворительных фондов.
Волонтерство
Для каждого городского события — забега, открытия парка, фестиваля — требуются волонтеры. Они встречают и регистрируют гостей, проводят конкурсы, раздают листовки. Волонтеры на постоянной основе нужны музеям, галереям, больницам, можно оставить заявку на сайте в соответствующем разделе. Некоторые госпитали объявляют прием волонтеров-школьников 14-18 лет на время летних каникул. И часто желающих больше, чем госпиталь может принять, а прием заявок заканчивается раньше времени.

Волонтерство среди молодежи популярно еще и потому, что его можно указать в портфолио при поступлении в университет или при приеме на работу. Это дает некоторые бонусы кандидату в глазах вуза или работодателя.
Сколько жертвуют американцы на благотворительность
В 2015 году, по данным организации Giving USA, американцы пожертвовали на благотворительность 373 млрд долларов — больше одного миллиарда в день.
71%
граждане пожертвовали из своего кармана
16%
собрали общественные фонды
9%
получены в виде дарственных завещаний
5%
перечислили корпорации
32% ушли на нужды церкви, 15% — на образование, 12% — на социальные службы, помогающие старикам, малоимущим, матерям-одиночкам. Работает это так: американцы выписывают чеки на 5–20 долларов в различные фонды и общественные организации, а те перенаправляют деньги на нужды науки, культуры, искусства.

Государство поощряет благотворительность. Закон позволяет при заполнении налоговой декларации вычесть суммы, выделяемые на благотворительность. Сумма не может быть больше 50% от валового дохода за вычетом разрешенных законом удержаний. Фактически государство покупает у американцев вещи: можно жертвовать деньги, одежду, мебель, бытовую технику, дома и землю, автомобили и мотоциклы, лодки и яхты, драгоценности, ценные бумаги и акции, патенты, предметы искусства.

Также закон позволяет освободить от двойного налогообложения ту часть дохода, которая была в течение года потрачена на благотворительность. Крупным компаниям и бизнесменам намного выгоднее отдать на благотворительность ту же самую сумму денег, которую они бы просто заплатили государству в качестве налогов. На сайте irs.gov подробно описано, каким организациям можно пожертвовать свои вещи и после попросить у государства возврата денег.

Благотворительность на Западе — хороший тон и здоровая привычка. Этого удалось добиться системным подходом к благотворительности, которая стала частью повседневной жизни жителей — со школы до университета и взрослой жизни.
Читайте также