Совместный проект
ПОМОЩЬ

Благотвори-
тельность в России

Разбираемся, как работает благотворительность в России: кто, как, почему и сколько жертвует другим
Сегодня на благотворительность жертвуют мало, но ситуация улучшается. Популярность набирают специальные благотворительные проекты.

Среди россиян ответственность за свою семью разделяют 99% опрошенных. Но при переходе на более высокий уровень абстракции участие практически исчезает — ответственность за то, что происходит в нашей стране, ощущает на себе лично 38%. А вот среди тех, кто занимается благотворительностью, эта доля достигает 75%.
Почему люди вообще помогают другим
Ситуация в России меняется к лучшему с каждым годом: сегодня о благотворительности говорить вслух не стыдно. Директор фонда CAF Россия Мария Черток считает, что растет внимание к самым непопулярным темам: правозащите, помощи бездомным, развитию местных сообществ или поддержке научных исследований.

По данным опроса CAF 47% россиян делают благотворительные пожертвования потому, что их волнует проблема, на решение которой можно повлиять деньгами или личным участием. Еще 43% хотят поддержать тех, «кому повезло меньше, чем им самим». 33% испытывают хорошие чувства, делая доброе дело.
33%
считают, что все, и они в том числе, должны участвовать в решении социальных проблем
27%
таким образом осознают, что могут что-то изменить
19%
помогают по религиозным убеждениям
18%
помогают потому, что за помощью обратились лично к ним
8%
поддерживают рублем других по той причине, что все в их семье делают тоже самое
5%
считают, что общество ждет от них участия в жизни третьего сектора и поэтому оправдывают такое ожидание
Кто и сколько жертвует
Британский благотворительный фонд CAF выпустил мировой рейтинг частной благотворительности 2017 года. В прошлом году Россия поднялась на две строчки вверх, переместившись с 126 места на 124. В опросе участвовали 146 тысяч человек из 139 стран мира. Позиция страны в рейтинге зависит от трех показателей: денежные
пожертвования в благотворительные организации,работа в качестве волонтера и оказание помощи нуждающемуся незнакомому человеку.

ВЦИОМ провел исследование: за последние 10 лет россияне стали активнее участвовать в благотворительности. 32% опрошенных ответили, что помогали другим в течение пяти лет: переводили деньги на счета, в благотворительные фонды или передавали вещи в детдома и дома инвалидов. Статистика обнадеживающая: за 10 лет число благотворителей выросло в 8 раз.
Первое место в рейтинге заняла Мьянма, второе – Индонезия, третье – Кения. Новая Зеландия сохранила место в четверке лидеров, но ее рейтинг упал на 2%. Второй год подряд рост индекса благотворительности демонстрирует Африка.
Кто жертвует?

В 2017 году 69% опрошенных ВЦИОМ делали пожертвования — в основном жители Москвы и Санкт-Петербурга. В августе 2017 года НИУ ВШЭ сообщил, что в целом в России около 62,5 миллиона человек старше 18 лет имеют опыт пожертвования денег на благотворительность, а еще 32 миллиона когда-либо были волонтерами, то есть работали без вознаграждения.

Исследование фонда «Подари жизнь» составило портрет российского благотворителя. Наибольшая доля жертвователей приходится на поколение 30−40-летних. 80% благотворителей имеют высшее образование и столько же — постоянную работу. Общие семейные доходы 75% благотворителей позволяют не испытывать трудностей в том, чтобы одеть и прокормить свою семью, и дают возможность делать пожертвования без существенного урезания бюджета.
Кому жертвуют?

Самые частые случаи благотворительности — поддержка детей, религиозных организаций и помощь бедным. Поддержка окружающей среды, инвалидов и других «непопулярных направлений» растет.

По числу пожертвований лидирует церковь (13%). 7% поддерживали благотворительные фонды и организации, помогающие детям и старикам, 4% — жителей Донецка и Луганска, 4% — приюты для животных и экологические организации. Гражданские, правозащитные и культурные организации поддерживали по 1% россиян.

Граждане чаще давали милостыню незнакомцам на улицах (27%), чем помогали деньгами своим родственникам (20%), друзьям и коллегам (9%) или же малознакомым людям в трудной ситуации (7%). В том или ином виде адресную помощь оказали 51% россиян.

И мужчины, и женщины в первую очередь помогают детям. Наибольшее участие люди проявляют по отношению к детям-сиротам, затем к тяжелобольным детям, потом к детям с инвалидностью.

Меньше всего россияне поддерживают научные исследования, правозащитников и проекты, связанные с помощью психически больным людям. Каждое из этих направлений получает помощь всего от 1% опрошенных.
Как жертвуют?
Россияне могут непосредственно участвовать в благотворительности и помогать через фонды. Вдобавок существует корпоративная помощь, меценатство и фандрайзинг. Но в массе мы по-прежнему предпочитаем оказывать помощь адресно, нежели действовать через профильные организации.

Людям проще откликнуться на конкретный призыв о помощи: пожертвовать деньги в фонд на борьбу со СПИДом не так приятно, как помочь конкретному ребенку и узнать об успешной операции.
По данным «Левада-центра», россияне чаще подают милостыню на улицах, чем жертвуют в фонды и общественные организации. Самыми распространенными способами благотворительности в России оказались милостыня (24%), смс или платный звонок (16%), сбор средств наличными для соседей, знакомых и погорельцев (13%), а также сбор мелочи в магазинах и торговых центрах (13%).
40%
пользуются формой смс-пожертвований
34%
онлайн пожертвования с помощью банковской/кредитной карты
31%
наличные деньги в ящик для пожертвований в общественном месте
Ежемесячное автоматическое списание средств в пользу благотворительной организации — пока наименее распространенный способ пожертвований, которым пользуется только 2% опрошенных. За ним следуют членские взносы (3%) и программы пожертвований на работе (4%). Руководители, сотрудники и волонтеры благотворительных фондов постоянно говорят о том, что именно ежемесячные (пусть и скромные пожертвования) дают организации возможность планировать свою работу, увеличивать объем оказываемой помощи и в принципе существовать.
Сколько жертвуют?
По данным исследования «CAF Россия», число россиян, жертвовавших НКО в 2016 году, выше — пожертвование совершил каждый второй, общая сумма составила 143 миллиарда рублей. При этом уровень пожертвований в религиозные организации выше, чем в светские (37% и 23% соответственно).

По данным CAF, доля корпораций в общем объёме оказываемой в России благотворительной помощи составляет около 75%. Крупные российские компании тратят на социальные нужды до 10−12% прибыли.

Рост частных пожертвований со стороны среднего класса — самый выдающийся успех за последние 10 лет. Другое важное достижение — развитие местной филантропии, а также создание фандрайзинговых благотворительных фондов. Сегодня в России работают около 140 тысяч некоммерческих организаций.
Сфера профессиональной благотворительности в России все еще плохо развита. Семь из десяти опрошенных ВЦИОМ не назвали ни одной благотворительной организации, а термин «фандрайзинг» (сбор пожертвований) оказался незнаком 92% населения.

Законодательная среда тоже сдерживает филантропию в России. Юридические лица, принимающие участие в благотворительной деятельности, не имеют налоговых льгот. В списке причин недоверие к НКО, отсутствие профессионализма в НКО и в фондах, нестабильная экономическая ситуация и новизна благотворительного сектора.

Согласно исследованию, в среднем за раз россияне переводят 722 рубля — на 13% больше, чем в 2016 году. При этом на благотворительность переводят больше — в среднем 965 рублей, а на краудфандинг меньше — 643 рубля. Чаще россияне жертвуют деньги частным лицам — общая сумма переводов за январь-ноябрь выросла на 33%.
История благотворительности
в России
В средние века благотворительностью занимались братства. Братские приюты назывались шпиталями и принимали тех, кто не мог зарабатывать на жизнь своим трудом. Царь Иван Грозный вывел благотворительность на уровень интересов государственной политики. Он издал законы, направленные на оказание помощи нуждающимся, создал богадельни, финансируемые за счет государственной казны и пожертвований частных лиц.

Традицию детских домов заложил царь Михаил Федорович Романов. В 1635 году он пожертвовал землю для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче, были созданы специальные приказы, занимавшиеся заботой о бедных. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, стариков и даже пьяниц. Их свозили в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни.

Воспитательное общество благородных девиц основала супруга Павла Iимператрица Мария Федоровна в 1796 году. Она продолжила дело Екатерины II- так в стране появилась одна из крупнейших филантропических организаций дореволюционной России. Учреждения помогали детям, инвалидам, вдовам и престарелым.
Коллекционер и меценат Павел Третьяков передал свою художественную галерею в дар городу Москве в августе 1892 года. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. Через год состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».
В СССР стать благотворителем мог каждый, кто купил марку за 10 или 30 копеек. Средства шли на помощь и развитие Общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Всероссийского общества спасения на водах и других. Ответственность за решение всех социальных проблем была возложена на государство, потому отдельные благотворительные организации были не нужны.

Зарубежные благотворительные фонды и гранты попали в Россию в начале 90-х: Фонд Форда, Фонд Макартуров, британский благотворительный фонд CharitiesAidFoundation, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд Сороса. Они поддерживали ученых, музыкантов и художников. Также в России начали действовать международные благотворительные организации — Врачи без границ, Врачи мира, Армия спасения, Международный Красный Крест.
Специальные благотворительные акции становятся популярнее
Щедрый вторник
Международный день благотворительности #ЩедрыйВторник впервые прошел в России в 2016 году. В нем участвовали звезды шоу-бизнеса, актеры, политики, компании, НКО и частные лица. «Щедрый вторник» поддержали в 124 населенных пунктах от Калининграда до Владивостока, где организовали более 1,5 тысячи событий, а на сайте акции зарегистрировались более 900 партнеров.

По данным Яндекса, объем пожертвований онлайн вырос за последний год в два раза. «Ситибанк» удвоил 5 тысяч пожертвований фонду «Дети-бабочки». «Мегафон» и фонд «Искусство, наука и спорт» организовали бесплатные кинопоказы фильмов с тифлокомментариями для слепых и слабовидящих людей в 15 городах России.

Число пожертвований в день акции увеличилось в 2,2 раза по сравнению с прошлым годом, общая сумма пожертвований, собранных в день акции через инструменты сервиса для благотворительности и краудфандинга, выросла в 2 раза по сравнению с 2016 годом.
8,5
млн рублей пожертвовали
клиенты Сбербанка
3,2
млн рублей за один день собрали онлайн платформы «Нужна помощь», QIWI, Planeta.ru, Благо.ру, Сбербанк Вместе, Добро.Mail.ru
862
рубля, по данным сервиса Яндекс.Деньги, составил средний чек пожертвования акции
«Результаты второго года инициативы позволяют говорить о мощном отклике людей на призыв #ЩедрогоВторника — делать добрые дела вместе и вслух. 28 ноября благотворительность была повсюду — на федеральных телеканалах и в местных СМИ, в кафе и театрах, в институтах и детских садах, в кругу семьи и среди коллег. Теперь главное — сделать щедрым не только вторник, но и любой день в году».
Мария Черток, директор фонда поддержки и развития филантропии CAF
#УлыбаюсьПомогаю
Компания SPLAT и Фонд Хабенского провели благотворительную акцию «УлыбаюсьПомогаю». Участники акции помогали подопечным Фонда, делясь своей улыбкой и добрым пожеланием в социальных сетях. За каждое фото или видео с улыбкой и хештегом #улыбаюсьпомогаю компания SPLAT перечисляла в Фонд 10 рублей. Пожелания участников дошли до детей в виде открыток, которые были распечатаны и доставлены прямо в больницу.

Компания SPLAT также удваивала суммы, которые пользователи перечисляли по SMS на короткий номер 7535 с текстом «УлыбаюсьПомогаю». Первыми участниками акции стали актер Константин Хабенский и телеведущий Иван Ургант, которые почистили зубы в эфире шоу «Вечерний Ургант». По итогам акции удалось собрать более 1 000 000 рублей. В акции участвовали 100 000 человек.
Благотворительная новогодняя акция во «Вконтакте»
Социальная сеть «ВКонтакте» проводила новогоднюю благотворительную акцию с 25 декабря по 15 января. Пользователи соцсети поздравляли друг друга с помощью новогоднего подарка — анимированного щенка Спотти. Его отправили больше 100 тысяч раз.

Соцсеть взяла на себя все операционные расходы. В 2017 году «ВКонтакте» запустила направление по работе с благотворительными организациями. Официально зарегистрированные социально-ориентированные НКО c верифицированной страницей в «ВК» могут подавать заявки, чтобы бесплатно воспользоваться инструментами социальной сети для продвижения сообществ.
Собрано 2 100 000 рублей для фондов:
«Дети Наши»

фонд помощи воспитанникам детских домов
«Ночлежка»

старейшая в России благотворительная организация помощи бездомным
«Даунсайд Ап»

фонд, который помогает семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна
#Добрые_крышечки
В конце декабря 2016 в Москве стартовала благотворительная акция #Добрые_крышечки в пользу подопечного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». За полгода участники акции собрали три миллиона пластиковых крышек от упаковок сока и воды. На 170 тысяч рублей, полученных за вторсырье, фонд «Волонтеры в помощь детям—сиротам» приобрел инвалидную коляску для трехлетнего Андрея.

Это работает так: пластиковые крышечки от бутылок и пакетов собираются в различных пунктах приема и на базах партнеров. Собранные крышечки отправляются на завод по переработке вторсырья «ЭкоТехнологии», а деньги за вторсырье идут на благотворительные цели. Например, если собрать 1 грузовик пластика весом 8 тонн, можно получить необходимую сумму на инвалидную коляску для ребенка. В общей сложности это 4 миллиона крышечек (1 кг — около 500 штук), цена одной крышки — 7 копеек, а одной тонны пластмассы — около 25 тысяч рублей.

Популярность «крышечного» движения обеспечивает то, что это простой и незатейливый жест, который человеку ничего не стоит, а при этом помогает и экологии, и нуждающимся людям — на протезы, инвалидные коляски и дорогостоящее лечение.
Почему важно регулярно жертвовать в фонд
Превалирование адресных переводов над пожертвованиями в фонды говорит о том, что благотворительным организациям надо активнее объяснять важность именно системной помощи.
Отсутствие веры людей в эффективность собственного небольшого вклада — всем не помочь, в пожертвовании маленькой суммы нет смысла — говорит о запросе на социальное подтверждение того, что поведение человека, жертвующего деньги на благотворительность, является одобряемым.
«Чем хороша или плоха адресная помощь? Как индикатор того, что люди отзывчивы, выручают друг друга, — это хорошо. Но с точки зрения лечения не симптомов, а причины болезни — это нехорошо. Есть некоммерческие организации, привлекающие пожертвования как раз на адресную помощь детям и взрослым. А есть организации, которые работают над тем, чтобы проблема решалась не только для отдельных людей, но системно. И вот поддерживать такую работу значительно более рационально для общества в целом. Хотя понимание приходит не сразу — и, как говорят результаты исследований, в российском обществе пока еще не пришло».
Елизавета Язневич, руководитель отдела исследований фонда «Нужна помощь»
Не поощрять мошенников в интернете. Главная проблема частных пожертвований в том, что использование денег или других приобретенных благ остается на совести получателя. Для мошенников это бизнес: они пишут жалостливый призыв о помощи, находят в поисковике фото больного ребенка и продвигают пост. Можно попросить сканы документов или чеков на покупку лекарств, но и эти доказательства могут быть поддельными.

Влиять системно и глобально. Другая проблема в том, что прямая помощь спонтанная. Вы прочли просьбу о помощи, перевели 500 рублей и на этом посчитали проблему решенной. Возможно, ваши деньги помогут одному ребенку, но в стране есть еще тысячи с такой же проблемой. Фонды умеют решать проблемы системно: они знают, у кого есть проблемы и кому сейчас нужна помощь. Напрямую вы не договоритесь с клиникой о льготном лечении знакомого, а фонд сможет.

Поддерживать работоспособность фонда. Люди неохотно переводят деньги на уставные цели фонда. Сотрудники фонда тратят все свое рабочее время на благотворительность — за что-то же им нужно жить. Вдобавок порой фонды решают срочные проблемы за счет уставных денег, а уже потом собирают на цель. Это похоже на самокредитование, к которому вынуждены прибегать фонды, потому что помощь всегда нужна еще вчера. Чем больше уставных денег, тем больше таких «кредитов» по карману фонду. Вы поддерживаете работоспособность фонда, когда жертвуете на уставные цели.

Увеличивать влияние фонда. Чем больше денег у фонда, тем более сложные проблемы он способен решать. Влиятельные фонды могут влиять на причину возникновения проблемы. Например, помочь инвалидам найти работу или найти родителей детям из приютов.

Помогаете планировать цели. Плохо, когда помощь в фонды спонтанная. Допустим, вы однажды перевели 10 тысяч рублей и забыли о благотворительности на месяцы или годы. Лучше переводить 500 рублей в месяц, потому что регулярность важнее, чем сумма. Регулярные денежные переводы позволяет фондам прогнозировать поток входящих денег и брать на себя обязательства по решению большего количества проблем.
Многочисленные примеры и статистика говорят о том, что люди все чаще совершают добрые дела в пользу других. Более половины россиян, которые жертвуют деньги, отдают до 500 рублей, в том числе 24% из них — не более 100 рублей. Женщины жертвуют деньги чаще, но меньшие суммы, чем мужчины. Главная сфера пожертвований в России — здоровье и медицина, на втором месте — религия и помощь пострадавшим от стихийных бедствий. Чтобы помогать регулярно, выберите хороший фонд. Хороший фонд — это тот, в котором вы лично уверены.
Читайте также