Что такое корпоративное волонтерство?
Как помогать другим со своего
рабочего места
ИДЕИ
Наверняка вы уже не раз слышали про устойчивое развитие, социальную ответственность и осознанное потребление. Ежегодно на КСО (программы корпоративной социальной ответственности) во всем мире тратится более $15 млрд, и эта цифра растет. Забота о мире и людях вокруг is the new black.

Корпоративное волонтерство — важная составляющая этого тренда. О том, что это в теории и как попробовать его на практике, рассказывают специалисты сервиса для социально ответственного бизнеса Giveback.
Корпоративное волонтерство
в России и мире
Корпоративное волонтерство — это одно из направлений корпоративной социальной ответственности бизнеса, наряду с благотворительными пожертвованиями, социальными инвестициями и выделением грантов на социально значимые инициативы.

В России это вещь относительно новая. На Западе же волонтерская работа уже давно стала неотъемлемой частью корпоративной культуры: компании поддерживают благотворительные фонды и создают свои, сотрудники регулярно участвуют в марафонах, забегах и челленджах, а также могут взять оплачиваемый отпуск, чтобы поработать в НКО или поехать волонтером в развивающиеся страны.
По данным ВЦИОМа на 2018 год, 73% опрошенных не знакомы с таким термином. При этом у корпоративного волонтерства есть большой потенциал для развития: согласно тому же опросу, 68% сотрудников компаний готовы были бы участвовать в таких мероприятиях.
Чем полезно корпоративное волонтерство?
Во-первых, оно делает сотрудников более удовлетворенными, а любая компания заинтересована в том, чтобы ее сотрудники были довольны собой и уверены в себе. Многолетние психологические исследования доказали, что добрые дела помогают человеку почувствовать смысл жизни и повысить самооценку.
Во-вторых, оно сплачивает коллектив. Помогая кому-то вместе, сотрудники не только делают доброе дело, но и лучше узнают друг друга, начинают доверять друг другу. Кроме того, они вдруг получают новый повод для общения, которого так не хватает современным занятым людям.
В-третьих, программы корпоративного волонтерства — хороший способ привлечь к себе молодых и перспективных. Согласно исследованию компании Deloitte о миллениалах, молодые люди, или поколение Z, при выборе работы все больше обращают внимание на вклад компании в решение социальных проблем.
В-четверых, оно поможет вдохнуть новую жизнь в выгоревших сотрудников. Если они будут хотя бы пару часов в месяц оказывать профессиональные услуги тем, кто в них нуждается, — проводить юридические консультации, учить детей программированию — это повысит их профессиональную самооценку и даст ощущение нужности.
В-пятых, оно развивает навыки сотрудников. Это как руководство проектом — нужно брать на себя ответственность, разделять обязанности, следить за продвижением и контролировать процесс. Это хороший способ проверить, готов ли сотрудник взять на себя новые обязанности и бóльшую ответственность.
Виды помощи
Самый распространенный вид — это социальное волонтерство, то есть помощь социально незащищенным группам: это могут быть дети-сироты, ветераны войн, инвалиды, пенсионеры. Можно собирать и отвозить вещи в дома престарелых, можно стать наставниками в детских домах, можно научиться и стать больничными клоунами в детских отделениях медучреждений.

Существует событийное волонтерство, когда сотрудники помогают организовывать какое-то мероприятие. Это может быть как спортивное событие (марафон, заплыв, забег, крупные городские или международные чемпионаты), так и культурное (помощь в проведении выставок, концертов, театральных и кинопоказов). Ещё это могут быть фестивали, форумы, конференции, выставки и любые празднования.

Интеллектуальное волонтерство, как интуитивно понятно из названия, — это когда сотрудники помогают мозгами. Существует несколько разновидностей интеллектуального волонтерства. Когда люди бесплатно оказывают те же услуги, за которые получают деньги в компании. Это называется волонтерство pro bono. Например, юристы несколько часов в месяц бесплатно консультируют оставшихся без жилья выпускников детских домов или бездомных.
Еще есть волонтерский фандрайзинг, который выглядит так: каждый сотрудник привлекает к выбранному им фонду деньги своих друзей, родственников и коллег, мотивируя их собственным примером. В этом случае люди жертвуют, потому что их об этом напрямую попросил близкий человек. Отсюда часто рождаются разные челленджи.
Выбираем направление волонтерства
Выбирая направление для своей компании, важно определиться, какую социальную проблему вы хотите решить. Она должна быть связана с вашей деятельностью, соответствовать ценностям компании и находить отклик у ваших клиентов и партнеров. Любые активности компании, даже благотворительные, должны отвечать задачам бизнеса. Кроме того, важно задействовать сотрудников. Они не должны воспринимать идею о помощи как спущенную сверху директиву.

Следующая задача — выбрать НКО-партнера. Важно четко проговорить с руководителями фонда или учреждения, которому вы планируете помогать, ваши цели и задачи, рассказать побольше про вашу компанию, волонтерский опыт сотрудников, степень их вовлеченности, их желания и страхи. Также необходимо как можно более подробно обсудить потребности принимающей организации и ее подопечных, постараться разобраться в проблеме.
Руководствуйтесь обычной профессиональной логикой. Представьте, что вы ищете подрядчика или берете сотрудника на работу. Вы можете поискать всю необходимую информацию онлайн, посоветоваться с коллегами, навести справки и посмотреть рекомендации.
Вполне вероятно, что вы по-новому взглянете на многие вещи. Не стесняйтесь задавать как можно больше вопросов и вместе придумывать механики, которые и помогут тем, кто нуждается в помощи, и подойдут вашим сотрудникам. Ошибки, допущенные на этом этапе, могут иметь негативные последствия и подорвать мотивацию сотрудников.

Если вы не готовы сразу взять всю ответственность на себя, то можно обратиться к специалистам, которые выступают условными медиаторами между бизнесом и некоммерческим сектором. Вас оградят от мошенников, помогут наладить правильную коммуникацию и преодолеть барьеры, связанные с привычными представлениями о том, как должны быть выстроены рабочие процессы. Последнее не всегда совпадает с организаторскими возможностями фондов, с которыми вам предстоит сотрудничать.
Читайте также